ОРР — расширение ротора по отношению к корпусу турбины. При прогреве турбины происходит относительное удлинение ротора и корпуса. Контроль за величиной этого процесса необходим для косвенного определения осевых зазоров между вращающимися и неподвижными частями турбины при всех режимах эксплуатации с целью недопущения задеваний в проточной части, сопровождающихся тяжелыми последствиями. Маскимальная величина относительного расширения ротора достигает для современных турбин 10-16 мм.
ОСР — осевой сдвиг ротора. Положение вала турбины по отношению к корпусу фиксируется упорным подшипником, который воспринимает также и осевую нагрузку, образующуюся при работе турбины. При чрезмерном возрастании осевой нагрузки или в результате уменьшения несущей способности упорного подшипника происходит выплавление баббитовой заливки его колодок. Причинами возрастания осевой нагрузки могут быть занос проточной части турбины солями, гидравлический удар и перезагрузка турбины. Уменьшение же несущей способности подшипника вызывается недостаточной подачей масла, высокой его температурой, попаданием вместе с маслом воды, воздуха или твердых частиц. Выплавление баббитового слоя колодок и осевой сдвиг ротора происходят в течении нескольких секунд. Размеры разрушения турбины из-за недопустимого осевого сдвига ротора могут быть очень большими. Поэтому требуется тщательный и надежный контроль за положением ротора в упорном подшипнике.
ТРК — абсолютное (тепловое) расширение корпуса турбины. Тепловое расширение частей турбины начинается при впуске пара, продолжается в течении всего периода пуска и достигает максимума при полной нагрузке. Для обеспечения свободного расширения корпус турбины жестко закрепляется на фундаментной плите только на одном конце.
Частота вращения — Измерение скорости вращения особенно важно в период пуска турбины. Оно должно обеспечить дистанционный контроль за числом оборотов турбины на всем диапазоне возможных скоростей вращения и сигнализацию о превышении скорости вращения турбины сверх допустимой.
Эксцентриситет — искривление. Эксцентриситет может проявиться вследствие неравномеоного прогрева ротора при пуске турбины и неравномерного охлаждения неподвижного ротора после остановки турбины. В результате центр тяжести ротора смещается относительно оси вращения.
Вибрация — При работе турбин неизбежны пространственные колебания вращающихся частей. Эти колебания вызывают вибрацию опорных (упорных) подшипников, а также других частей турбоагрегатов
ЦВД — цилиндр высокого давления.
ЦСВД — цилиндр сверхвысокого давления.
ЦСД — цилиндр среднего давления.
ЦНД — цилиндр низкого давления.
ИК — измерительный канал.
Контроль за тепловым состоянием корпуса турбины, особенно ЦВД и ЦСД, а также и других частей, приобретает особую важность при нестационарных тепловых режимах работы — в период пуска, набора нагрузки и остановки турбины.
В паровых турбинах необходимо контролировать температуру пара в определенных точках проточной части; температуру пара, идущего на обогрев фланцев и шпилек; температуру металла в характерных сечениях и точках турбоагрегата; температуру масла на входе и на сливе опорных и упорных подшипников; температуру баббита — во вкладышах и упорных подшипниках.
Представляет интерес измерение не абсолютных значений температуры, а разности этих температур. Особенно важно знать разность температур металла между верхом и низом корпуса ЦВД, между фланцами ЦВД, внутренней и наружной частями фланцев, между фланцами и шпильками в характерных сечениях корпуса турбины.
Температурные перепады во вращающихся и неподвижных частях паровых турбин является причиной относительных расширений между ротором и корпусом турбины в радиальном направлении, изгибов валов и деформаций корпуса в поперечном и продольном направлениях. Все эти относительные расширения, изгибы и деформации могут служить причиной изменения радиальных и осевых зазоров в проточной части паровой турбины вплоть до таких, при которых происходит задевание вращающихся частей турбины о неподвижные. Такое положение может привести к серьезным авариям.
Устройства для контроля частоты вращения необходимо в основном в период пуска и остановки турбины. С помощью этих устройств контролируется также прохождение критических скоростей вращения валов всего турбогенератора.